понедельник, 4 апреля 2022 г.

Игры по развитию пространственных представлений у детей с нарушением зрения

 Этап первый

      Первый этап связан с упражнениями на усвоение и автоматизацию понятий вперед
- назад, правый-левый, справа - слева. Начинать их можно с того момента, когда ребенок запомнит, где у него находится правая рука.

Игра "Правый глаз"
Вы просите ребенка показать правую руку, ногу, правое плечо, правую коленку, правый локоть, правый глаз и т. д. Можно чередовать просьбы показать что-нибудь "правое" и что-нибудь "левое". Если ребенок легко справляется с этими заданиями, можно перейти к просьбам что-нибудь сделать правой или левой рукой (сжать кулачок, поднять руку вверх), подмигнуть правым (левым) глазом, поднять правое (левое) плечо, согнуть правую (левую) коленку и т. д. Далее можно просить правой рукой коснуться левого плеча, левого уха, левой ноги, а левой рукой, наоборот, дотронуться до правого уха, правой ноги и т. д. С увеличением темпа словесных инструкций повышается сложность игры.
Игра "Обезьянки"
В игре "Обезьянки" появляется водящий. Играющие становятся напротив водящего. Он показывает движение, сопровождая его словесным указанием. Например, вытягивает вперед руку и говорит: "Правая". "Обезьянки" должны повторить движение той рукой, которую назвал водящий. В усложненном варианте игры водящий показывает движение неверной рукой (ногой, плечом), а игроки должны не сбиваться, следуя словесной инструкции.
«Кого загадали?»
Для игры вместе с малышом отберите несколько игрушек - они должны быть достаточно крупными и отличаться друг от друга. Можно взять куклу, мишку, зайчика и т. д. Посадите ребенка на стульчик, а игрушки расположите вокруг него. Скажите, что загадали одну из них и ему нужно угадать, какую именно. Вы говорите: "Эта игрушка сидит за тобой (или перед тобой, справа от тебя и т. д.)". Потом поменяйтесь с малышом ролями. Он будет загадывать и сообщать вам "адрес" игрушки, а вы попробуете отгадать. Можете время от времени и ошибаться - ребенок будет вас поправлять.
«Развивающий коврик»
Возьмите квадратный или прямоугольный коврик, прикрепите к нему неширокую тесьму так, чтобы она разделила коврик на четыре квадрата. Попросите ребенка принести его любимую игрушку, потом сядьте вместе с ним по одну сторону коврика и покажите, где правая часть, а где левая. Попросите ребенка посадить игрушку на правую часть коврика, а потом на левую. Потом покажите, где находится правый верхний угол коврика, а где левый верхний. Пусть попробует сам догадаться, где правый нижний угол, и поместит игрушку туда. Если видите, что пока ребенку трудно освоиться с новыми понятиями, помогите ему. Попросите его показать по очереди сначала правую руку, потом правую часть коврика, потом правый верхний угол. Задание можно разнообразить: малыш может не только перемещать игрушки, следуя вашим указаниям, но и помещать их по своему усмотрению в любой из квадратов. Но тогда просите его рассказать, где находятся его игрушки.
«Что под ладошкой?»
Малыш без труда находит предметы, размещенные справа и слева от него (см. предыдущую игру "Развивающий коврик"). Теперь можно от коврика с настоящими игрушками перейти к картонной табличке из четырех квадратов с яркой картинкой в каждом из них. Попросите ребенка, чтобы он положил правую ладошку на правую часть таблички и рассказал, что нарисовано на правой стороне таблички. То же с левой ладошкой. Теперь пусть попробует сказать, что он видит, допустим, в правом верхнем углу таблички. Если ребенок уверенно справляется с заданиями, попробуйте "ошибиться": "Я вижу, что в левом нижнем углу нарисовано яблоко. А ты как думаешь?"
Игра "На параде"
Для этой игры вам пригодится коллекция пластмассовых игрушек из шоколадных яиц или любой другой набор маленьких игрушечных существ. Их надо будет строить в соответствии с указаниями водящего - генерала. Роль генерала поначалу выполняет взрослый. Играют на столе или на полу. В центре плоскости, отведенной для игры, кладут картонный кружочек - начальную точку отсчета.
Генерал командует: "Зайчик, встань передо мной! Лисенок, встань справа от зайчика. Гномик, встань перед лисенком! Индеец, займи место за зайчиком". И так далее.
После того как все игрушки выстроятся перед генералом, можно дать салют: прохлопать и протопать столько раз, сколько участников парада выстроилось на столе. Если этот вариант игры освоен, можно попробовать проводить построение на шахматной доске (или на листе бумаге, расчерченном на крупные клетки). За начало отсчета выбирается любая клетка, которую укажет водящий.
«Справа и слева»
Подберите картинки или открытки, на которых изображены несколько детей или зверюшек. Попросите ребенка ответить на вопрос: "Кто сидит справа от мишки? Назови всех, кто сидит левее зайчика" и т. д. То же упражнение можно сделать с помощью игрушек, любых предметов, расположив их на столе.
«Внутри и снаружи»
Попробуйте объяснить ребенку разницу между понятиями "внутри" и "снаружи". Можно сделать это с помощью обыкновенной коробки. Пусть ребенок заберется в нее и попробует сделать в ней какие-нибудь движения. Потом предложите малышу выбраться из коробки и проделать те же движения, стоя рядом с ней. Потом опять подвигаться внутри коробки - и опять выбраться наружу. А теперь отвернитесь и попробуйте угадать, где - внутри или снаружи - находится ребенок. Скажите: "Раз, два, три! Ты где, говори!" Пусть малыш ответит: "Здесь!" - "Ты внутри, правильно?" Заметит ли ребенок, если вы не угадаете?
«Я робот!»
Попросите малыша представить, что он умный робот, который умеет точно выполнять команды своего конструктора. Взрослый подает команды: "Робот, сделай два шага вперед, поворот налево. Руки за спину, один шаг назад. Поворот налево, три шага вперед. Руки вперед". Молодец! А теперь ты, робот, попал в очень темную пещеру, в которой ничего не видно. Закрой глаза и продолжай работать с закрытыми глазами.
"Поворот направо, руки вниз и т.д.Можно заранее приготовить приз для вашего робота за правильное выполнение указаний. Если роль робота не слишком привлекает ребенка, игру можно модифицировал, превратив ее в поиск "клада". В этом варианте малыш отправляется на поиски спрятанного в комнате "клада" - игрушки или угощения.
Примечание: меняйтесь с ребенком ролями. Пусть он, становясь ведущим в игре, учится отдавать пространственные команды и оценивать правильность их исполнения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения