Алексенцева "Реализация индивидуального сопровождения детей с ОВЗ в условиях ДОО" (взято со страницы Нищевой Н.В. ВКОНТАКТЕ)

В современной системе образования усилиями ученых и практиков сложилась особая культура поддержки и помощи ребенку — индивидуальное сопровождение.

Цель сопровождения — создать данному ребенку условия для его максимального личностного развития и обучения.

1. Помощь в преодолении кризисных ситуаций.
2. Помощь в создании условий для безопасного развития ребенка с ОВЗ.
3. Коррекция нарушений поведения ребенка с ОВЗ.
4. Формирование навыков поведения ребенка с ОВЗ в социуме.
Концепция сопровождения как новая образовательная технология в условиях жизнедеятельности ДОО основывается на основных принципах:
— непрерывности сопровождения;
— приоритетности интересов — «всегда на стороне ребенка»;
— мультидисциплинарности сопровождения — «комплексный подход» всех специалистов. Индивидуальное сопровождение организовывается с момента поступления ребенка в ДОО.
Основными этапами индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ в ДОУ являются следующие:






Реализация индивидуального сопровождения (маршрута) детей в условиях учреждения осуществляется в следующих видах работы.
1. Психолого-медико-педагогическое сопровождение как система профессиональной деятельности различных специалистов по созданию условий для развития личности и успешного обучения.
2. Социально-педагогическое сопровождение как процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем) позволяет самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.
3. Коррекционная работа как система коррекции, компенсации и реабилитационных мероприятий, проводимых и разработанных в учреждении.

1. Для обеспечения полноценного развития ребенка необходимо единство предметно-развивающей среды и содержательного общения взрослых с детьми. При организации общения необходимо исходить из интересов и потребностей ребенка, его уровня развития, возрастных особенностей и задач коррекционного воздействия. Предметно-развивающая среда должна быть для ребенка информативной, мобильной, коррекционной, доступной и удовлетворять его возрастные потребности в новизне, преобразовательной деятельности и самоутверждении.
2. С детьми должен работать специалист (педагог-дефектолог), умеющий устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, в результате чего у ребенка возникает чувство психологической защищенности и психологического комфорта в тот период, когда у него формируется образ «Я» и «Я-сознание». Специалист должен правильно выбирать способы постановки перед ребенком образовательно-воспитательных задач, учитывая его познавательные возможности, а также определять способы передачи ребенку общественного опыта, соответствующие уровню его развития.
3. Содержание, методы и приемы работы должны отвечать развивающему характеру обучения, требованию единства диагностики, коррекции и реабилитации, строиться с учетом возрастных особенностей, на компенсаторных возможностях личности ребенка.
4. Включение родителей в процесс индивидуального сопровождения происходит поэтапно. Сначала важно сформировать у родителей установку на активную воспитательную позицию. В дальнейшем необходимо учить родителей наблюдать за своим ребенком и понимать его потребности и возможности, формировать у родителей адекватные способы общения и взаимодействия со своим ребенком.
5. Формирование у детей адекватных форм взаимодействия со сверстниками, включение ребенка в детский коллектив. При этом вначале уделяется внимание формированию представлений о себе, о своих близких людях, а затем — о сверстниках. Взрослый помогает ребенку воспринять и выделить сверстника в определенной ситуации и определенной деятельности (например, на музыкальных занятиях, праздниках, выступлениях). В дальнейшем ребенок постепенно включается в совместные действия с другими детьми в различных ситуациях.

Воспитатель: определение уровня развития разных видов деятельности, особенностей коммуникативной активности и культуры, уровня сформированности навыков самообслуживания согласно возрастному периоду, организация развивающих игр и режима деятельности.


Учитель-дефектолог проводит работу по коррекции зрительных недостатков во время НОД (коммуникативной, коррекционной, познавательной и восприятия художественной литературы), совместной деятельности педагога с ребенком с ОВЗ, при проведении режимных моментов.

Педагог-психолог: психологическая диагностика, консультирование, тренинги и психотерапия.




Такая работа с ребенком планируется на определенный период времени, каждый специалист проводит динамический контроль по завершении развивающей программы, а также наблюдает за ребенком в повседневной деятельности, отслеживает динамику по уровню предложенных им заданий ребенку. Динамический контроль помогает специалистам отследить эффективность или неэффективность разработанного маршрута, внести корректировки в перспективные планы, изменить формы, методы, средства коррекционной работы индивидуально с каждым ребенком. Задания могут меняться в зависимости от интересов, потребностей и эмоционального состояния детей.


В связи с этим можно отметить эффективность данной формы работы с детьми с ОВЗ и сделать вывод: комплексное, индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ специалистами ДОО позволяет благополучно социализироваться в группе детского сада и школы, а также гармонично развиваться в познавательной, эмоционально-волевой сфере и других.
Литература
1. Агафонова И. Н. Уроки общения для детей 6—10 лет. Программа «Я и Мы». — СПб., 2003.
2. Алямовская В. Г. Профилактика психоэмоционального напряжения // Современный детский сад. — 2007. — № 1. — С. 21—25.
3. Боцманова М. Э., Захарова А. В. Самооценка как фактор нравственной саморегуляции в младшем школьном возрасте / Нов. исследования в психологии. — М., 1998.
4. Корепанова М. В., Харлампова Е. В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100»: пособие для педагогов и родителей. — М., 2005.
5. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. — 2-е изд. — Екатеринбург, 1999.
6. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по дошкольной психологии: пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., стереотип. — М., 2000.
7. Эльконин Д. Б. Психология игры. — 2-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 360 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий