среда, 15 марта 2017 г.

Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста с нарушением зрения на занятиях по развитию зрительного восприятия


Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения между ними (цвет, форму, величину, расположение в пространстве). Наибольшее значение сенсорное воспитание приобретает в раннем и дошкольном возрасте, когда у ребенка формируются процессы ощущения, восприятия, наглядного представления. Пробелы в сенсорном развитии ребенка этого возраста трудно, а иногда и невозможно компенсировать в более позднем возрасте. В школьном возрасте эти пробелы проявляются как отставание в развитии, затрудняющее овладение знаниями основ наук. Так, например, отсутствие умения верно, точно и быстро воспринимать форму, пропорции, пространственные отношения предметов мешает ребенку усваивать геометрию, черчение, географию; недостаточное развитие фонематического слуха становится препятствием к овладению речью.
Практика обучения и воспитания детей с нарушением зрения показала, что наличие нарушений в сенсорной сфере требует особой организации коррекционной работы, учитывающей общую структуру дефекта, особенности развития познавательных процессов и развития личности в целом.
Исходя из дидактического принципа «от простого к сложному», при развитии сенсорных эталонов у детей с нарушением зрения осуществляется постепенный переход от простейших к более сложным опознавательным операциям, которыми овладевают дети старшего возраста. Например, контур является сигналом формы предметов. Но нарушенное зрение не всегда позволяет вычленить из фона и дифференцировать контуры геометрических форм предметов. Так при воспроизведении изображений через прозрачную пленку детьми с патологией зрения отмечается прерывистость контура, неполнота композиции, недостаточно полное выделение важных опознавательных элементов (штрихов, точек), пропуски мелких, но важных опознавательных признаков, характеризующих предмет.

Сенсорное восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы видеть, узнавать форму наряду с другими признаками, но уметь, абстрагируя форму от вещи, видеть ее в других вещах. Такому восприятию формы предметов и ее обобщению и способствует знание детьми эталонов геометрических фигур.
Тифлопедагогические исследования показывают, что даже на пятом году жизни у детей с нарушением зрения не сформированы действия дифференциации, идентификации и соотнесения формы сенсорных эталонов (геометрических фигур) с формой реальных предметов и их изображений. Дошкольники с низкой остротой зрения труднее соотносят форму предметов в рисунках, а дети с монокулярным характером зрения испытывают большие затруднения при соотнесении формы объемных предметов, чем рисунков.
Словесное обозначение геометрических фигур у детей с нарушением зрения в сравнении с нормально видящими дошкольниками находятся на уровне младшего дошкольного возраста. При зрительно-тактильном выделении дети часто просто держат предмет в руке, крепко его сжимая, то есть идёт глобальное выделение формы. Это говорит о необходимости формирования обследующих тактильных действий для компенсации неполноценных зрительных представлений. В перцептивной деятельности детей осязательно-двигательные и зрительные приемы постепенно становятся основным способом распознавания формы.
Формирование у ребенка представлений о сенсорных эталонах имеет очень важное значение для дальнейшего развития. Недостаточно научить детей точно воспринимать отдельные цвета и оттенки. В природе и произведениях искусства цвета находятся в сложных и разнообразных сочетаниях. Ребенка нужно научить обследовать эти сочетания, улавливать определенный ритм в расположении отдельных цветовых тонов, отличать сочетания теплых цветов от сочетаний холодных.
Научить глубоко воспринимать форму, что предполагает развитие умения зрительно дробить предмет на отдельные элементы, соответствующие различным геометрическим образцам, и определять соотношение этих элементов между собой. Сенсорного воспитания играет очень важную роль в обучении детей и формировании у них творческих художественных способностей. Так как, без простейших знаний цвета, формы, величины того или иного предмета невозможно дальнейшее познание в области художественного творчества. Соответственно, появляется большая вероятность возникновения проблем в развитии ребенка, подготовке его к дальнейшему обучению в школе.
На занятиях по формированию сенсорных эталонов работа тифлопедагога направлена на формирование у детей представлений о форме, цвете, величине, с последующим использованием при анализе свойств и качеств предмета, а также формирование навыков использования сенсорных операций в системе исследовательских действий. При этом педагогом используются в работе различные методы и приемы обучения ребенка.
Принципы организации занятий:
§ Длительность не более 25 минут.
§ Соблюдение правильной зрительной нагрузки.
§ Учёт особенностей индивидуального темпа и характера усвоения программного содержания.
§ Соблюдение режима динамических поз.
§ Обязательный учёт этапов лечения.
§ Комплексное использование коррекционно-компенсаторных и психолого-педагогических методов и приёмов.
§ Предоставление возможности частого переключения с одного вида деятельности на другой, с чередованием зрительно-двигательной, слуховой, тактильной нагрузок, способствующих поддержанию работоспособности.
§ Максимальное сближение коррекционно-компенсаторного процесса с общеразвивающим.
§ Занимательный характер занятий и упражнений.
§ Создание эмоционального и психологического комфорта.
 В повседневной жизни у дошкольников с нарушением зрения выключен один из ведущих анализаторов, что чрезвычайно обедняет чувственное познание мира. Овладение детьми сенсорными эталонами должно осуществляться в условиях повседневной жизни детей в процессе игр и труда, что способствует обогащению чувственного опыта ребенка через восприятие целого комплекса различных свойств и сторон явлений общественной жизни, природы, мира вещей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения